Немного мыслей о том куда движется наш любимый жанр и чего ждать в скором будущем от него.
Пока самые интересные проекты находятся в закрытых тестах или очень раннем доступе. Захотелось подумать и по рассуждать о том, что есть такое мморпг в общим и в частности.
Также попробую понять куда все это катиться и к чему приведет.
Ведь как не крути мморпг это уже не просто игры, а даже отдельная культура, пожалуй. А для некоторых игроков даже возможность заработка вполне реальных денег. Плюс ко всему проводятся различные встречи игроков, конвенты и фестивали.
Ну а мы отмотаем время немного назад и посмотрим с чего же все началось в свое время и собственно к чему сейчас пришло.
Прародителем абсолютно всех MMORPG принято считать MUD.
В 1978 году, когда был создан первый многопользовательский квест MultiUser Dungeon первая многопользовательская игра была полностью текстовой, а игроков было немного; интернет тогда не был очень распространён. Второй MUD, вышел в 1985 и уже имел какие-никакие рисунки. Который из MUD считать первым RPG — личное мнение каждого, ведь ни одна из игр не относилась к этому жанру. Напротив, MUD сами стали жанром и вплоть до 1997 предков сегодняшних RPG называли «Графический MUD». Да и сейчас есть любители окунуться и попробовать на себе тот механизм с которого начались абсолютно все многопользовательские игры.
Первой же действительно массовой многопользовательской ролевой онлайн-игрой стала Meridian 59. Именно она отвечала всем признакам современной ММОРПГ на тот момент.
Огромные изменения в жанр MMORPG привнес Ричард Аллен Гэрриот. Он создал на тот момент самый проработанный и большой мир для сотен тысяч игроков и назвал его Ultima Online. При ее разработке авторы учитывали огромное количество социальных, психологических и экономических факторов, они создавали игру, которая не могла не "выстрелить". И она стала реалным хитом своего времени. За полгода после старта Ультима собрала базу подписчиков свыше 100000 игроков. Этому способствовал замечательный сеттиг Ультимы, захватывающий геймплей, интересный ПвП и проработанная система крафта. С момента выхода игра очень часто менялась, аддоны вносили что-то новое, менялся геймплей, вносились технические поправки и т.д. Таким образом Ультим можно назвать первой регулярно обновляемой MMORPG. Ультима не только проложила дорогу MMORPG нового поколения, но и сама до сих пор является очень успешным проектом. А ведь все началось с небольшой идеи создать что-то абсолютно новое и уникальное. После того, как Ультима став первопроходцем в новом, глобальном жанре получила оглушительный успех все разработчики игр решили создавать свои онлайн проекты.
В 1999-м года выходит не менее легендарный EverQuest, который вплоть до 2004 года оставался самой успешной онлайновой игрой. Разработчики говорили, что были вдохновлены отнюдь не Ультимой, а DnD, но все прекрасно понимают, что не будь Ультимы, такой дорогой в финансовом плане EverQuest никогда бы не увидел свет. Игра отличается детальной проработкой сеттинга - мира Норрат. Норрат оказался потрясающе притягательным, многие игроки не бросили первую часть даже после выхода второй. К игре вышло 14 аддонов и она до сих пор крепко держится на плаву. И радует игроков своей преданностью старой школе игр.
В 2001 году выходит Dark Age of Camelot, MMORPG в мифологиеском сеттинге. Многим игра запомнилась своим великолепным PVP-режимом Realm vs Realm (RvR). Игроки трех королевств (Albion, Midgard и Hibernia) сражались между собой, зарабатывая деньги, Realm Points и Bounty Points. Realm Points давали ранги, которые позволяли открыть новые скиллы. Так же игра отличалась очень крепким сообществом игроков.
В 2001-м была выпущена Anarchy Online. Игра, которая ушла от идеи фэнтези миров и построила свой игровой мир по канонам научной фантастики.
Так же стоит отметить короля браузерных игр - RuneScape. Эта игра, построенная на Java-движке, добилась феноменальной для браузерки популярности, собрав более 10 миллионов бесплатных и миллиона проплаченных аккаунтов. Согласитесь, не каждая браузерка может похвастаться такими цифрами.
И вот уже в настоящие время RuneScape получила свой полноценный игровой клиент и все еще продолжает привлекать новых игроков.
Пусть в самом начале у игроков не было мощной графики за то было воображение, которое гораздо лучше всякой графики добавляло своих деталей.
Не стоит также забывать и об отечественной Arena Online, которая изначально имела простой 2d клиент, но предоставляла игроку огромную в то время свободу выбора и действий. Сейчас же она имеет полное 3d с войной между расами, что собственно и убила игру. Видимо пыталась стать российским аналогом Lineage2.
Конечно также забывать не стоит о таком титане этой индустрии как World of Warcraft, который хоть и распространяется за абонентскую плату держит миллионы игроков, за счёт очень проработанной и интересной истории мира, а также огромных дополнений, которые раз за разом кардинально меняют всю игру.
Про легендарную Lineage 2 с ее массовым PvP, войнами и крутыми рейдами тоже очень приятно вспомнить. Но к сожалению, непонятные обновления а также жестокий донат убили игру на официальном сервере, а сотни пиратских серверов уже не внушают доверия. Да и зачем тогда делать официальный сервер если все и всегда играли на пиратских?!
Еще одним из так сказать монстров жанра является Eve Online. Эта космическая мморпг пользуется бешеной популярностью, не смотря на свой довольно большой возраст и саму сложность игрового процесса. Ее любят за развитую систему политики, кланов и альянсов. Из всех космических онлайн игр EvE действительно лучшая из лучших.
Из бесплатных же игр в список самых лучших и так сказать легендарных попал Perfect World. Простая система прокачки, интересная история, мощный редактор персонажа, сильный социальный элемент и еще много чего. Для российских игроков она действительно стала убийцей WOW. Самое интересное, что игра хоть и вышла в 2008-м году все еще продалжает довольно динамично развиваться.
Конечно сейчас на фоне всех этих игр с открытым миром и прочим возможно такие проекты и не смотрятся сильными, но многие игроки уже насмотрелись открытых миров и красивой графики и ищут что-то более классическое. Чтобы и осады, и рейды и всего остального понемногу. Если говорить конкретно о проектах от Perfect World Interective, то определенно стоит выделить NeverWinter Online.
Ее очень любят за качественно перенесенную систему из настольных игр по системе Dungeons and Dragons, возможностью игрокам самим создавать дополнительный контент и так же возможность получить премиум валюту прямо в игре без доната.
Донат же собственно и является той огромной проблемой, которая убивает нынешние онлайн игры. Я не спорю что без него никак, но необходимы какие-то ограничения, да и не стоит продавать в игре через донат такие вещи которые нельзя достать в игре, ибо тогда отпадет смысл игры и прокачки.
Но пока что все студии занимаются копированием идей друг друга и заработком на богатых игроках.
Есть конечно и новые уникальные проекты, которые привнесли абсолютно новое слово в MMORPG и даже урегулировали вопрос донатом но их немного. На данном этапе все большей популярностью пользуются игры типа «песочница», расширяя просторы и давая еще больше свободы игрокам. Но никто еще не додумался, как соединить классику и с новшеством, а классика еще очень долго будет пользоваться спросом как многие другие виды MMO. Например очень популярны стали сессионные онлайновые игры. различные военные симуляторы и шутеры. Отдельно стоят коллекционные карточные игры и различные онлайн игры с изометрической графикой. Интерес игроков к последним вполне можно обосновать любовью к серии игр Diablo. Как правило все игры с изометрической графикой представляют собой Action Rpg, а экшен рпг с механизмами мморпг смотреться довольно любопытно. Ведь не зря кооперативный режим в том же Diablo 2 принято считать одним из самых лучших именно это является одно из важнейших причин по кторой многие игроки все еще играют в Draken Sang и ждут Lost Ark Online и Lineage Eternal. Плюс ко всему такие игры, как правило не слишком требовательны к железу, а значит смогут обеспечить по-настоящему битвы и приключения. Ведь чем больше игроков в любой мморпг, тем приятнее в нее играть! Время и высокие технологии также не стоят на месте и скорее всего уже очень скоро многопользовательские онлайновые игры выйдут на новый уровень и начнут покорять просторы виртуальной реальности. А там и до полного погружения не далеко…